Рынок слияний и поглощений (M&A) в РФ относительно более развитых стран мира является «более мелким и более волатильным», заявил глава Goldman Sachs в России, соруководитель московского офиса банка Дмитрий Седов.
Эксперт озвучил ряд причин, по которым такие сделки не стали востребованными в России, а их количество и объем не соответствуют масштабам страны.
«Первая: на российском рынке очень мало частного институционального финансового капитала, в России работает очень небольшое количество private equity компаний. Как следствие, на рынке происходит меньше сделок, меньше компаний меняют собственников, происходит меньше консолидационных сделок, движимых чисто финансовым расчетом. В итоге широкого набора опций для собственников компаний, когда компанию может выкупить private equity фонд, объединить с другой, потом продать другому финансовому спонсору, вывести на IPO или продать стратегическому инвестору, в России, по большому счету, пока нет», — отметил он.
Второй причиной, по мнению Седова, является очень низкий уровень прямых инвестиций от международных стратегических инвесторов. «Мы видели другие времена, когда интереса было гораздо больше, но сейчас этот рынок довольно сильно сжался. Нельзя сказать, что сделок не происходит совсем, но эти сделки обычно меньше и происходят реже», — сообщил специалист.
Помимо этого, для большинства компаний, которые могли бы приобрести другие игроки, «более доступным способом монетизации и привлечения капитала является IPO». Эксперт полагает, что это является «уникальной ситуацией: мало стратегического капитала [...], но рынок публичных акций очень живой».