Российский рынок венчурного инвестирования сложно назвать хорошо развитым, особенно – в сравнении с ведущими в экономическом и финансовом плане государствами мира. Но он постепенно становится более активным и капиталоемким, что позволяет привлекать деньги на самые разные стартапы. Не стоит сомневаться, что позитивный тренд сохранится в течение, как минимум, нескольких ближайших лет. А потому вопрос о том, как стать венчурным инвестором, становится еще более актуальным даже для рядовых россиян.
Определение
Термин «венчурное инвестирование» произошел от английского venture, что означает «авантюрный» или «рискованный». Второе слово вопросов не вызывает. Все словосочетание переводится как «рискованные вложения». Их отличием от обычных инвестиций становится вложение средств в новый или только запускающийся бизнес, который обычно называется стартапом.
Поэтому ответ на вопрос о том, что такое венчурные инвестиции, звучит достаточно просто. Это вложения на начальном этапе развития бизнеса, которые сочетают высокие риски и не менее высокую потенциальную доходность. Главное правило инвестирования – чем выше риск, тем выше доход – как нельзя лучше подходит к данном термину.
Как работает венчурное инвестирование?
Механизм вкладывания денег в стартапы принципиально не отличается от обычного инвестирования. Участниками процесса выступают:
- бизнес, который находится на начальном этапе развития, имеет перспективы, но не до конца ясные;
- частные инвесторы, готовые рисковать собственными средствами;
- венчурные фонды, главной специализацией которых становится оценка перспективности стартапов с последующим инвестированием в самые интересные.
В отличие от привлечения средств посредством эмиссии ценных бумаг, венчурное инвестирование контролируется со стороны государства намного менее жестко. Именно поэтому правила сотрудничества определяются непосредственными участниками рынка, что обеспечивает разнообразие заключаемых сделок.
На практике венчурный инвестор часто становится единственным реальным вариантом привлечения денег на запуск бизнеса. В результате вкладчик получает долю с компании, причем далеко не всегда соответствующую сделанным вложениям.
Венчурные инвестиции в России
Как было отмечено ранее, российский венчурный рынок находится на стадии становления. Например, общий объем рискованных вложений по итогам 2019 года составил примерно 168,3 млрд. руб., что почти в 3,5 раза превышает аналогичный показатель предыдущего года.
Статистика по 2020 году несколько просела, что логично объясняется введением масштабных ограничительных мер из-за коронавирусной инфекции. Не менее ожидаемым станет серьезный рост объема венчурных инвестиций по итогам 2021 года.
Главной проблемой рынка рискованных вложений России выступает серьезное присутствие государства практически во всех отраслях экономики. Такое положение дел сложно назвать оптимальным для разработки и запуска стартапов, что в результате негативно сказывается и на рынке венчурного инвестирования.
В какие сферы следует вкладывать деньги?
Определение интересных для инвестирования отраслей в целом и конкретных предприятий в частности – главная задача венчурного инвестора. Самыми перспективными объектами вложений традиционно считают компании, которые функционируют в сфере высоких технологий – информационных и коммуникационных.
На практике серьезный интерес вызывают и другие направления вложений. В их числе:
- перспективные разработки в сегменте оборонных технологий и военной безопасности;
- программное обеспечение для разнообразных компьютерных систем;
- онлайн-сервисы, направленные на предоставление разнообразных электронных услуг, в том числе – государственных;
- производство новых инновационных материалов, используемых в медицине, строительстве, авиа- и машиностроении, оборонной промышленности и т.д.
Приведенный перечень не полон и постоянно корректируется с учетом быстро изменяющейся обстановки. А потому рынок венчурного инвестирования отличается высокой волатильностью, которая объясняется не только серьезными рисками, но и частыми корректировками приоритетов.
Этапы рискованного вложения
Выделяют такие стадии венчурного инвестирования:
- Посевная. Разработана идея и концепция, но конечного продукта еще нет.
- Стартап. Выпущена пилотная версия товара или услуги.
- Ранняя. Товар выходит на рынок.
- Расширение. Продукт доказал конкурентоспособность, из-за которой потенциально возможен резкий рост продаж и увеличение выручки.
- Поздняя. Подготовка к IPO и переходу компании в статус публичной.
Приведенное деление на этапы несколько условно. Но оно позволяет лучше понять задачи – как самого стартапа, так и венчурного инвестора.
Кто такой венчурный инвестор?
Если говорить кратко, это человек или организация, готовые вложить средства даже на начальном этапе становления бизнеса. По сути, различают несколько видов венчурных инвесторов. Формально подобный статус имеют только венчурные фонды, специально созданные и работающие для осуществление рискованных вложений в стартапы. Их деятельность регламентируется внутренними правилами и контролируется учредителями.
Частное лицо выступает в роли венчурного инвестора двумя способами. Первый – это элементарное одалживание денег знакомым или коллегам, задумавшим частный бизнес. Таких людей нередко называют «бизнес-ангелами».
Второй способ – вложение денег на краудфандинговых платформах. Это специальные площадки, предоставляющие стартапам возможность собрать средства на реализацию бизнес-идеи. Такой формат сотрудничества выгоден всем заинтересованным сторонам, так как удобен, не требует дополнительного заключения соглашений и оперативно проводит необходимые транзакции.
Где найти венчурного инвестора?
Существует несколько вариантов ответа на вопрос, вынесенный в подзаголовок статьи. Первый – это специализированные венчурные фонды, найти информацию о которых не составляет труда, в том числе – для России. Второй – использование уже упомянутых выше краудфандинговых платформ. Этот способ привлечения инвестиций пользуется все большим спросом.
Третий вариант ответа – предусматривает информирование потенциальных венчурных инвесторов с помощью различных каналов связи. Например, соцсетей, которые используются с такой целью регулярно. В любом случае, при разработке бизнес-плана стартапа эффективное решение вопроса привлечения инвестиций часто становится критически важным для общего успеха предприятия.